TopTurizm Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Аврора

 

«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

В 1881 году, в рамках судостроительной программы России, были заказаны три крейсера, впоследствии ставшими крейсерами типа «Диана». В рамках проекта были построены «Паллада», «Диана» и «Аврора» работы были выполнены на Балтийском судостроительном заводе и Адмиралтейском ижорском заводе. Работы по формированию корпуса корабля начались в Новом Адмиралтействе в сентябре — октябре 1896 года под руководством назначенного строителя крейсера корабельного инженера младшего судостроителя Э. Р. де Грофе. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера было занято четверо строителей корабля офицеров Корпуса корабельных инженеров: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов

 31 марта (12 апреля) 1897 император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй». Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. 11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императрицы Марии Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. 28 июля «Аврора» вышла в своё первое плавание, направляясь в Кронштадт. На борту находился новый командир крейсера капитан 1-го ранга И. В. Сухотин, заводские специалисты и команда. С 8 августа 1902 по 18 сентября 1903 года происходили испытания и отладка оборудования корабля, по окончании которых «Авророй» был совершен непрерывный пробег от Кронштадта до северной оконечности острова Борнхольма и обратно.

Окончившая испытания «Аврора» соединилась с отрядом под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса и вошла в состав русских военно-морских сил на Дальнем Востоке. Она совершила длительный переход через Специю, Бизерт, Пирей, прибыла в Суец, где было получено известие о войне с Японией и приказ вернуться в Россию. По возвращении на Балтийское море «Аврора» была включена в состав формировавшейся Второй Тихоокеанской эскадры. 11 июля командиром крейсера стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. Во время русско-японской войны крейсер принимал участие в Цусимском сражении. Во время которого корабль получил много повреждений. Капитан 1-го ранга Егорьев получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. В командование кораблём вступил сначала старший штурман К. В. Прохоров, затем его сменил старший офицер. В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечён, но продолжал развеваться над крейсером. С наступлением темноты на поле сражения появились японские миноносцы. Чтобы избежать атак, на крейсерах выключили все огни и прекратили стрельбу. После обмена сигналами адмирал со штабом в полдень перешёл на «Аврору», так как А. К. Небольсин, командовавщий крейсером после смерти командира, был сам ранен в бою. Много работы было в это время у судовых врачей. В эти дни врачом В. С. Кравченко впервые в мире был применён рентгеновский аппарат для обследования раненых в корабельных условиях.

После сражения «Аврора» была интернирована в Манилу, а 23 августа 1905 года в США был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, и в ожидании его ратификации корабли русского отряда приступили к подготовке к возвращению на Роди­ну. 20 сентября на «Аврору» прибыл новый командир крейсера капитан 2-го ранга В. Л. Барщ. 15 октября в 8 часов утра русские корабли, вновь выкрашенные в белый цвет, обменявшись салютом и троекратным «ура» с американскими кораблями, покинули Манилу.

Сражался он и в Первой мировой войне. После царского манифеста о войне с Германией «Аврора» в составе соединения выходила в дозор к западу от центральной минно-артиллерийской позиции у устья Финского залива. В конце августа крейсер принял участие в охранении потерпевшего аварию у острова Оденсхольм крейсера «Магдебург». В последние дни 1914 года «Аврора» совместно с «Дианой» провела недельное крейсерство в Ботническом заливе. 6 сентября крейсер вернулся в Кронштадт и начал подготовку к капитальному ремонту, который должен был окончиться только к апрелю 1917 года.

Как мы все знаем выстрел с «Авроры» явился сигналом к штурму Зимнего дворца и началу  Октябрьской революции.

К утру 25 октября в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец; в случае отказа правительства сдаться большевики предполагали обстрелять его из Петропавловской крепости и с «Авроры», а затем взять дворец штурмом. Начальник полевого штаба восставших В. А. Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер днём, отдал распоряжение, что по сигнальному выстрелу Петропавловской крепости «„Аврора“ даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки». Одновременно с крейсера на берег сошли три группы моряков для поддержания порядка в городе. По радио с «Авроры» было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!»

На набережной Красного флота (сейчас Английская набережная), напротив особняка Румянцева, в память об участии крейсера в истории в 1939 году установлена мемориальная стела работы архитектора Гегелло. Надпись на стеле гласит:

«25 октября (7 ноября) 1917 года, стоявший против этого места, крейсер „Аврора“ громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции»

В сентябре 1922 года «Аврора» начала свою работу в качестве учебного корабля. С началом Великой Отечественной войны с «Авроры» списали курсантов, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Режим работы музея  с 10.30 до 16.00 – ежедневно - понедельник, пятница – выходные. Посещение музея на крейсере "Аврора" производится ТОЛЬКО в составе экскурсионных групп (от 20 чел.) 

Чтобы посмотреть крейсер "Аврора" необходимо присоединиться к одной из наших экскурсионных программ здесь

Опубликовать в социальных сетях